Вы представляете себе изучение английского языка как школьную зубрежку учебных текстов из серии «My family» или «London is the capital of Great Britain»? В арсенале современных языковых курсов вдоволь методов, позволяющих сделать изучения языка увлекательным, а главное - эффективным занятием. И многие из них – авторские. Как в них разобраться?
Это мультимедийный экспресс-курс изучения английского языка, который относится к скоростным программам обучения и является систематизированным методом обучения, построенным на использовании закономерностей человеческой памяти и формировании ассоциативных звуковых рефлексов. Курс записан на различных аудионосителях. Единственное, что необходимо делать – слушать уроки 1-2 раза в день - одну тему полностью в течение одной недели, но не меньше 12 раз за неделю. Материал темы откладывается на уровне подсознания, при этом слушатель способен оперировать не только фразами урока, но и формировать предложения на английском языке без каких-либо трудностей.
Плюсы метода: привлекателен для тех, у кого нет специального времени для обучения. Слушать уроки можно, находясь на работе, в автомобиле, в метро или занимаясь домашними делами, словом, выполняя любую механическую работу. Главное, чтобы внимание было свободно. Полезен тем, кому необходимо в краткие сроки получить навыки разговорной речи. Минусы – отсутствие языковой практики.
Истоки метода Г. А. Китайгородской в идеях болгарского психолога Г. Лозанова, чья методика «полного погружения» или «суггестопедия», завоевала популярность во многих странах. Официальное название метода Китайгородской звучит как «метод активизации резервных возможностей личности и коллектива». Весь материал преподаватели доносят до слушателей непосредственно через личностно-ориентированное общение. Каждому слушателю на основании результатов психологического тестирования присваиваются роли, которые сохраняются на протяжении всего обучения. Так, на занятии присутствуют "президенты фирм", "бизнесмены", "менеджеры" из разных стран мира, которые в процессе обучения общаются друг с другом в ситуациях, приближенных к реальным, вместе отправляются в путешествие, женятся, разводятся, т. е. живут жизнью реальных людей.
Занимаются по этой методике только в группе, чаще в большой. Суть в том, что на занятиях студенты оказываются как бы внутри пьесы, написанной о них. Сперва слушатели повторяют текст за суфлером - преподавателем, потом им позволяется импровизация, то есть построение собственных фраз на основе затверженных структур.
В итоге, за 120 часов обучающиеся овладевают 3,5 тысячами лексических единиц.
Метод Китайгородской позволяет изучать английский язык слушателям в возрасте от 17 до 70 лет.Подходит незамкнутым, склонным к непринужденному общению. Степень коммуникабельности определяется на вступительном собеседовании.
Метод Шехтера — эмоционально-смысловой подход к обучению, утверждающий, что освоение иностранного языка должно идти подобно порождению речи на родном языке.
Этот авторский метод основан на том, что иностранный язык должен восприниматься как родной. В отличие от традиционного обучения, грамматика по Шехтеру вторична по отношению к речи.
"Суть разработанного мною метода в том, что речь рождается и развивается в человеке, а не конструируется, как полагают традиционные методы обучения, при которых ученика заставляют зубрить грамматику прежде, чем он рот раскроет", - говорит Игорь Шехтер в одном из своих интервью. Разве на родном языке мы говорим правильно только потому, что знаем и каждый раз вспоминаем то или иное правило? Мы говорим правильно по интуиции: мы просто чувствуем, что так говорят, а так не говорят. Поэтому задача метода Шехтера сводится к тому, чтобы развить такое же чутье, когда студенты говорят на иностранном языке.
Для реализации программы обучения студентов на первых порах учат выражать свои мысли в высказываниях в различных гипотетических ситуациях. В основе развития речи — этюды, которые студенты разыгрывают на английском языке и которые ставят практические задачи — сделать что-то, пользуясь языком. Например, купить нужный билет, взять такси и доехать вовремя до аэропорта, получить номер в гостинице, заказать ужин в ресторане, купить сувенир в магазине и т.д. Речь в этюдах – полная импровизация, говорить можно любыми словами, лишь бы добиться заданного результата. Это обеспечивает спонтанное порождение и развитие свободной речи «от себя». При общении друг с другом у студентов не возникает психологического барьера, как при ответе преподавателю, исчезает страх говорить на чужом языке, приобретается опыт общения в разнообразных ситуациях.
На начальном этапе грамматические ошибки практически не корректируются, только в том случае, если они искажают смысл, поэтому отсутствие страха сделать ошибку способствует снятию «речевого барьера».
Метод Шехтера относится к прямым интерактивным игровым методам активного обучения. Изучение грамматики начинается на втором этапе обучения.
К недостаткам данного метода можно отнести то, что обучение можно начинать в возрасте от 16 лет.
Эта технология обучения создана российским лингвистом и психологом Денисом Руновым, который попытался взглянуть на изучение английского языка с точки зрения психологии и разработал метод, который в чем-то напоминает схему функционирования языка в голове у носителя.
По этой методике грамматику английского языка объясняют с помощью графических символов, таким образом, она постепенно выстраивается в последовательную и логичную схему. Грамматика подается в виде жесткой системы, все элементы которой логически взаимосвязаны и психологически мотивированы. Все основано на понимании грамматических механизмов и их функций в языке и осознанном их употреблении. Схема отлично запоминается, и слушателю курса не нужно зазубривать кучу трудных и непонятных правил. Учебники и пособия представляют собой исключительно авторские разработки. Среди них книга о грамматике, которая описывает основные механизмы, рабочая тетрадь (конспект основ грамматики в виде символов), словарь и лингафонный курс. Также студенты получают специальные карточки, календарь работы с ними и сборники лексических кроссвордов и упражнений.
Для изучения лексики предлагается технология прямого ассоциирования, являющаяся рациональным алгоритмом запоминания, который соответствует естественной модели работы памяти. Так, новые слова в технологии обучения Д. Рунова заучивают по методу прямого ассоциирования: новое слово дается в контексте уже известных, поэтому студенты легко догадываются о его значении даже без перевода. Чтобы закрепить пройденный материал, используют специальную систему поддержки памяти, в которой слушатели повторяют пройденное по особому графику при помощи специальных карточек и таблиц.
Занятия по разговорной практике тщательно разработаны специалистами-психологами, которые поддерживают весь грамматический и лексический материал. Увлекательные игры и разнообразные упражнения провоцируют студентов на мотивированное, осознанное употребление изучаемых грамматических форм и лексем.
Обучение по такому методу эффективно только тогда, когда слушатель обладает логическим мышлением, способен анализировать и воспринимать информацию системно. Этот курс подходит тем, кто старше 14 лет. Английский язык по такой системе в среднем изучают от 4 до 6 месяцев. Представление о системе английской грамматики студенты получают и усваивают легко и быстро, что позволяет основное время урока отрабатывать полученные знания на практике в 140 часов (базовый, курс). Существуют и более короткие программы, в зависимости от начального уровня знаний.
По методу Дениса Рунова можно также овладеть и бизнес-английским.
Владислав Милашевич разработал собственный метод, который за короткий срок - до 30 часов позволяет овладеть грамматической структурой языка. Это так называемый «Принцип одной сложности», который заключается в последовательном изучении различных составляющих языка с помощью простых и логичных схем, что ведет к существенному (в 3-5 раз) ускорению в обучении. Методика Владислава Милашевича устраняет основную трудность, возникающую в процессе изучения языка, - неумение свободно пользоваться грамматикой. Подученные навыки позволяют не вспоминать каждый раз таблицы времен и грамматические правила, а вместо этого автоматически пользоваться структурой, как в родном языке. Так же изучаются фонетика, синтаксис, лексика.
Полученных знаний достаточно, чтобы научиться быстро и грамотно переводить тексты любой сложности, в том числе научно-технические.
Методики, созданные по методу Милашевича, в основном дают базисные знания о структуре языка, грамматике и структурной лексике.
Недостаток метода Милашевича в том, что он рассчитан только на тех студентов, кто уже изучал в школе иностранный язык. Метод включает только грамматическую часть и подходит лишь тем, кому достаточно только «подтянуть» грамматику, желающим бегло говорить на английском языке лучше выбрать другие курсы.
Можно поступить на курсы английского в Англии и выучить английский язык до уровня поступления в университет в Великобритании.