Недели высокой моды, показы новых коллекций «от кутюр» в телевизионных программах, бутиках, на страницах fashion-глянцеви на подиумах всегда были одной ведущих тем средств массовой информации. Под прицелом объективов папарацци со всего мира находятся и сами законодатели моды. Их творения шокируют, они становятся брендами, их хвалят или ругают, подделывают или покупают за баснословные суммы, подражают, завидуют, боготворят. И недоумевают – как им это удалось?
Сегодня профессия дизайнера-модельера относится к одной из самых востребованных и обеспечивающих ее обладателю стабильный высокий доход.
Работать в известном модном доме или самому стать создателем коллекции – мечта едва ли не каждого, кто хочет выучиться на дизайнера. Однако мировая слава и многомиллионные гонорары достаются далеко не всем. В чем же предпосылки успеха? А главное: как узнать, стоит ли выбирать эту стезю?
Подавать документы в вуз, чтобы освоить профессию дизайнера стоит только тем, кто:
«Чтобы заниматься модой, необходимо иметь высокий уровень культуры, обладать вкусом и чувством стиля, и, кроме того, быть креативным и изобретательным. Только тогда творения этих дизайнеров выдержат испытания временем и войдут в историю» - заметил Джон Гальяно, дизайнер собственной марки одежды и главный дизайнер Дома Christian Dior.
Сказать наверняка, обладаете ли вы творческими способностями, порой бывает непросто даже для видавшей виды приемной комиссии вуза.
- Можете ли вы сказать о себе, что с детства увлекаетесь модой, а вашими первыми учебниками были найденные в доме журналы мод?
- Пытались ли вы в детстве воплотить впечатления от всего увиденного в костюмах для своих игрушек, наряжая плюшевого мешку то в собственноручно смастеренное свадебное платье, то в скафандр космонавта, как, к примеру, это делал Жан-Поль Готье?
- Ругали ли вас родители в детстве за разрисованную акварельными красками белую футболку, вырезанные из маминого платья кружочки и прочее нецелевое использование предметов гардероба?
- Вырезали ли вы понравившиеся картинки из журналов, комбинируя «эту юбочку к этому жакетику» или ничтоже сумнящеся перекрашивая прямо в модном буклете непонравившийся фиолетовый галстук в ярко-желтый?
- Часто ли вы делаете перестановку мебели в квартире?
- Насколько стильным вы считаете ваш собственный внешний вид?
- Копируют ли вашу манеру одеваться ваши друзья (одноклассники, соседи, коллеги по работе)?
- Используете ли вы для моделирования своего образа творческое «рукоприкладство», обогащая костюмчик деталями: что-то сшить или вышить, поменять пуговицы, связать, наклеить аппликацию или декоративные заплаты, либо напротив, создать прорехи и потертости, как это делается с многострадальными джинсами?
- Используете ли вы смелые сочетания цветов и тканей? А также:
- Нестандартные детали, аксессуары необычной формы, размера или материала?
- Шейные платки?
- Неожиданную манеру ношения стандартной одежды, как, к примеру, блайзер, повернутый козырьком к затылку?
- Вы всегда следите за новинками в мире моды, не попуская ни одного модного показа и свежего выпуска fashion-журналов?
- Умеете ли вы рисовать?
- Умеете ли вы шить?
- Мечтаете ли вы открыть свою линию одежды?
- Разбираетесь в тканях?
- Легко и вам представить как та или иная ткань будет облегать фигуру?
- Вы можете не задумываясь сказать, что будут носить модницы в следующем сезоне?
- У вас всегда под рукой карандаш и блокнот, куда вы зарисовываете понравившиеся модели или детали одежды, обуви, аксессуаров?
Чем больше положительных ответов на вопросы вы дали, тем больше шансов на то, что креативные способности у вас все же есть.
Одно из важных качеств творческой личности – напрочь забыть словосочетание «у меня ничего не получится», заменив его на «не боги горшки обжигают» или «у меня все получится, потому что получилось у других».И в этом помогут несколько малоизвестных фактов из жизни Кутюрье:
Рекомендуется прикрепить над рабочим столом рядом с модной коллекцией текущего сезона:
Детство Коко Шанель прошло в приюте для сирот, куда ее с сестрами в 12-летнем возрасте сдал отец после смерти матери. Свою творческую карьеру Габриэль начала с работы певичкой в муленском кафешантане «Ротонд».
Пьер Карден(Pierre Cardin) был младшим ребенком в многодетной семье. С 14 лет был в качестве подмастерья у портного. Во время Второй мировой войны работал в Красном кресте, затем на швейном предприятии в Виши.
Кристиан Диор родился в многодетной семье в бывшем рыбацком порту, в которой было пятеро детей. В 1929 году его семья разорилась, и будущий покоритель модного Олимпа был вынужден зарабатывать на жизнь, рисуя эскизы шляп и создавая театральные костюмы.
У Жана-Поля Готье не было средств на создание первой коллекции, поэтому она была сделана из подручного материала: платья сшиты из салфеток, украшения - из чайных ситечек и батареек.
Отец Джона Гальяно был простым водопроводчиком, мать – домохозяйкой.
Джорджио Армани - врач-недоучка, бросивший Миланский университет. Вернувшись из армии, зарабатывал на жизнь ассистентом фотографов, оформлял витрины, делал закупки для крупного итальянского универмага.
Доменико Дольче и Стефано Габбана начинали свою карьеру с работы ассистентами в миланском ателье.
Дефиле, показы и внимание прессы – это только парадная сторона медали. Будни дизайнеров – это каждодневный труд, состоящий из экспериментов, поисков, кройки и шитья изделий. По правилам, для того чтобы принимать участиев элитных показах, необходимо представить «от кутюр» от 4 до 60 ансамблей. Причем доля ручного труда в каждом изделии должна составлять 50-80 %. Чтобы удивить почтенную публику, одно платье шьется от месяца до полугода.
Если обратиться к биографиям великих Кутюрье, их объединяет одно: все они стремились в столицы мировой моды - Милан, Париж, Лондон. Вот несколько доказательств:
Кристиан Диор осваивал навыки Кутюрье, работая дизайнером у Робера Пиге и Люсьена Лелонга в Париже.
Жан-Поль Готье учился у Пьера Кардена в Париже.
Джон Гальяно закончил Колледж Искусства и Дизайна св. Мартина в Лондоне.
Пьер Карден (Пьеро Кардино) отправился покорять Париж, обучался, работая
ассистентом у мадам Пакин (Madame Paquin) и Эльзы Скиапарелли (Elsa Schiaparelli). Через год был приглашен к Кристиану Диору как наиболее перспективный из начинающих модельеров.
Ив Сен Лоран начал рисовать эскизы одежды для кукол в 3 года, в 17 лет получил премию от Международной ассоциации шерсти на конкурсе за модель послеобеденного платья. Его заметил и взял в помощники Кристиан Диор.
Юбер де Живанши учился в Париже в École des Beaux Arts (Школе изящных искусств) и набирался опыта, работая рисовальщиком у известного дизайнера Жака Фата и других известнейших модельеров того времени: Робера Пике, Люсьена Лелонга, Эльзы Скиапарелли.
Джорджио Армани в Милане познакомился с Нино Черрути, который поверил в силы молодого итальянца и пригласил его разрабатывать модели для Hitman.
Стремление будущих законодателей моды в мировые fashion-столицы нельзя назвать случайностью. И если раньше будущие Кутюрье учились на практике у своих знаменитых предшественников, сегодня в столицах моды и дизайна сосредоточены лучшие вузы творческой индустрии, где преподают мэтры дизайна.
Наталья Крупко