Сегодня большая часть архитекторов, практикующих в Канаде, имеют университетское архитектурное образование, которое до конца 19 века было относительно редким явлением. Большинство архитекторов обучалось уже на практике после нескольких лет базового инженерного обучения.
В Новой Франции европейская академическая традиция была представлена иезуитской школой в архитектуре, переработанной и упрощенной ремесленниками Квебека. В таких крупных архитектурных центрах, как Квебек и Монреаль в 17 – 18 веках архитектурная практика была основана на французских достижениях этого периода. Но в Канаде существовали и свои образованные мастера строительного дела. Сохранились научные трактаты Клода Бэлифа, Жана-Батиста Мэллу, которые самостоятельно из простых ремесленников превратились в архитекторов-дизайнеров. В Квебеке в начале 1690-х существовала Школа искусств и ремесел (ÉcoledesArtsetMétiers). Традиции монахов-иезуитов сохранились в канадской архитектуре и в начале 20 века. Ярким свидетельством этого стал Бенедиктинский монастырь Сен-Бенуа-дю-Лак, построенный монахом-архитектором Полем Белло.
В Английской Канаде большинство архитекторов, практиковавших в конце 19 века были британскими эмигрантами, подготовленными в Великобритании, а также, выпускниками старейших университетов Новой Англии, которые планировали продолжить образование в Школе искусств в Париже.
В конце 19 века экспансия городов в Канаде создала высокий спрос на работу архитекторов. Появилась потребность контролировать архитектурную практику и сделать ее более профессиональной (в 1887 году в Торонто была основана архитектурная гильдия, которая трансформировалась в Ассоциацию архитекторов в Онтарио в 1889 году). Возросшая потребность в архитекторах стала причиной основания новой школы архитектуры в Университете Торонто, где уже можно было получить ученую степень. Кроме курса по гражданскому строительству, здесь изучали историю архитектуры и искусств.
Такой подход к архитектурному образованию стал основой для создания других архитектурных школ в Канаде в начале 20 века, среди которых архитектурная школа Университета Макгил в Монреале, основанная в 1896 году; первая франкоязычная школа архитектуры в Политехнической школе Монреаля (позже, Университет Монреаля), открывшаяся в 1907 году, и первая в западной Канаде в Университете Манитобы в Виннипеге, основанная в 1919 году. Относительно короткое время просуществовали программы по архитектуре в Школе искусств в Квебеке (1923 - 1936) и в Университете Альберта в Эдмонтоне (1920 - 1939), только через 3 десятилетия архитектурные школы появились в других университетах. Университет Британской Колумбии в Ванкувере открыл такую программу в 1947 году; Технический Колледж в Новой Шотландии в Галифаксе (позже, Технический Университет Новой Шотландии, сейчас часть Dalhousie) в 1961. В связи с демографическим взрывом в 1960-х годах в Канаде увеличилось количество архитектурных школ: Университет Ватерлоо был основан в 1967, CarletonUniversity в Оттаве в 1968, Университет Калгари в 1971.
В середине 20 века на канадскую архитектуру оказали влияние идеи европейского модернизма. В это время основатель Баухауса, Вальтер Гропиус, который в 1930-е годы бежал из нацистской Германии, приехал в Гарвард для того, чтобы возглавить архитектурную программу в Гарвардской школе дизайна. А его преемник по Баухаусу, Людвиг Мис ван дер Роэ приблизительно в это же время приехал в Военный технологический институт Чикаго. Серьезное влияние на канадские школы архитектуры оказала теория дизайна и педагогический подход, который привнесли в Северную Америку европейцы. Влияние Баухауса на мировоззрение дизайнеров стало важной частью архитектурного образования в Канаде. Особенно ярко это почувствовалось в Университете Британской Колумбии, основанном швейцарским модернистом Фредом Лассером, и в Университете Манитобы, который под руководством Джона Алонцо Рассела стал форпостом модернизма.
Среди других известных имен в канадской архитектуре Дуглас Шадболт, который преподавал в Университете Монреаля, а позже стал основателем Технического колледжа Новой Шотландии в Галифаксе и CarletonUniversity в Оттаве. Ларри Вейн Ричардс преподавал в Университете Торонто и Техническом университете Новой Шотландии, в 1997 – 2004 годах он стал деканом архитектурного факультета в Университете Торонто.
Студенты архитектурных факультетов стали одними из самых радикальных участников студенческих движений 1968 года. Многие мировые и канадские школы архитектуры отошли от традиционной программы подготовки в пользу целого ряда экспериментальных программ, что противопоставило их общепринятой практике. В результате появился разрыв между профессией и уровнем подготовки и знаний, которые предоставляли школы, работодатели оставались недовольны квалификацией выпускников. В некоторых случаях место практических и технических аспектов в архитектурном образовании в Канаде заняли социальные, политические и теоретические.
В 1976 году Канадская Архитектурная Сертификационная Комиссия (CACB) начала аккредитацию программ. Студенты трех вузов Dalhousie, Waterloo, UBC перед получением диплома проходят обязательную стажировку, во время которой сталкиваются с реальными проблемами, которые могут возникнуть в ходе их дальнейшей профессиональной деятельности. Среди основных учебных предметов: теория и история архитектуры, строительство, технологии и материалы, градостроительство, профессиональная практика, социальные и гуманитарные науки.
Наиболее перспективные архитекторы поступают в высшие учебные заведения, аккредитованные государством, требования к поступлению куда, достаточно высокие. Хотя, существуют и альтернативные формы архитектурного образования, такие как учебная программа Королевского Архитектурного института в Канаде (RAIC), которая позволяет кандидатам углубить свои знания во время практической работы, в 2010 году эта программа проводилась в сотрудничестве с Университетом Атабаски, который предоставляет дистанционное и онлайн образование. Формат студии типичен для архитектурных школ, он более неформальный, чем в большинстве университетских программ.
Столкнувшись с реальностью экономического кризиса, выпускники, получившие образование в Канаде и за рубежом, больше не могут рассчитывать на карьеру в традиционной архитектурной практике, и школы осознают, что должны подготовить выпускников к действительности. В учебную программу добавлены курсы по дизайну, которые могут дать возможность найти работу по специальностям, смежным с архитектурой. Вузы существенно модернизировали свои программы, некоторые из них претерпели фундаментальные изменения. Например, программы в Калгари, Университете Британской Колумбии и Университете Торонто привлекают зрелых студентов из других академических отраслей, двухуровневые профессиональные программы по смежным специальностям внедрены в большинстве школ. Во многих учебных заведениях появилась аспирантура, где можно получить степень Ph.D. Это еще относительно небольшие программы, но они демонстрируют все возрастающую академичность архитектурного образования. Исторически сложилось так, что среди профессуры в канадских университетах большую часть составляют выпускники европейских университетов и профессура старейших университетов Новой Англии. Сейчас канадские вузы стараются привлечь в число профессорского состава большее количество кандидатов, получивших образование в Канаде.
Для того чтобы стать лицензированным архитектором, необходимо соответствовать требованиям, установленным в стране. В США и Канаде архитектурные программы должны быть одобрены Национальной Архитектурной Аккредитационной Комиссией (NAAB) или Канадской архитектурной сертификационной комиссией (CACB). Другие типы аккредитаций, как, например, аккредитация Западной ассоциации школ и колледжей (WASC) не соответствуют требованиям лицензирования. Перед поступлением в вуз на архитектурный факультет убедитесь, что он соответствует требованиям страны, в которой вы планируете жить и работать, ищите соответствующие аккредитованные архитектурные программы. Ряд архитектурных специальностей не требует высшего образования по аккредитованной архитектурной программе. Например, если вы планируете работать с чертежами, цифровым дизайном или дизайном интерьеров. Тогда техническая школа или школа искусств может стать идеальным местом для получения такого образования за рубежом.
По специальности «Архитектура» образование в США и Канаде предоставляют более 100 вузов. Как же выбрать лучший из них? Выбор наилучшего колледжа зависит от ваших предпочтений, того, что необходимо именно вам. Как же получить степень по архитектуре. Первый путь – это вступить на 5-летнюю программу для получения степени бакалавра. Либо вы можете получить степень бакалавра по математике, инженерному делу или даже искусству. Затем можете поступить в магистратуру и через 2 года получить степень магистра. У этих путей есть свои преимущества и недостатки.
В Канаде степень бакалавра и магистра архитектуры можно получить, закончив обучение по университетской программе, одобренной Канадской Архитектурной Сертификационной Комиссией (CACB). Во всех провинциях проводится компьютеризированный экзамен на получение степени лицензированного архитектора. В некоторых провинциях для выдачи лицензии могут быть дополнительные требования. Так же, как врачи или юристы, архитекторы несут ответственность за решения, которые они принимают.
Студенты-архитекторы историю, теорию, материалы и технологии, применяемые при создании пространственной среды. Субдисциплины включают землеустройство, городской дизайн, индустриальный дизайн, дизайн интерьера и ландшафтную архитектуру. Студенты во время обучения используют традиционные дизайнерские методы, медиа, а также компьютерный графический дизайн. Практическая работа является важной составляющей обучения. В процессе работы студенты составляют свое портфолио.
Поступление на архитектурные программы обычно соревновательное. Отбор делается на основе портфолио из творческих и дизайнерских работ поступающего. Абитуриент должен иметь серьезную подготовку по математике, физике, рисунку, быть компьютерно грамотным. Некоторые вузы предлагают сертифицированные дипломы по землеустройству, это программы, делающие основной упор на технической, а не дизайнерской подготовке. В этих программах отборочные требования менее суровые.
Программы университетов призваны развивать критическое, творческое и независимое мышление
Выпускники архитектурных факультетов работают в архитектурных и дизайнерских компаниях, проектных фирмах, государственных органах на позициях архитекторов, проектантов, инспекторов, консультантов. Некоторые открывают собственный бизнес в качестве фотографов, живописцев, скульпторов, изготовителей моделей, чертежников. Некоторые продолжают учебу по смежным специальностям, таким как общественное управление и региональное развитие или управление природопользованием.
Обучение в зарубежном архитектурном вузе или стажировка в архитектурной компании за рубежом - это всегда преимущество. Профессия архитектора сегодня одна из самых востребованных и перспективных. Будущего архитектора ждет долгий и непростой путь к профессии, т.к. архитектурное образование – это один из самых сложных курсов в университетском обучении.