Молодым специалистам, получившим образование в Чехии, рады и крупные компании, и чешское государство, которое готово их либо трудоустроить, либо оказать всяческую поддержку для открытия малой фирмы. Стоит ли выпускникам затевать свой бизнес в Чехии?
Зайдем издалека. В США количество малых и средних предприятий составляет 19300000, в Японии 6450000, странах ЕС 15770000. Сегодня в Украине функционирует немногим свыше 310000 малых и средних предприятий и почти миллион частных предпринимателей. На долю малых предприятий приходится более 90% всех зарегистрированных юридических лиц, поэтому наиболее жесткий и бескомпромиссный конкурентный отбор идет именно в этом сегменте бизнеса. Причем по данным Госкомстата Украины две третьих из этих малых предприятий работают в сфере торговли и услуг. В результате, по данным статистики, около 80% малых предприятий не перешагивают за двухлетний рубеж.
Концентрация малых предприятий максимальна в столице: здесь на каждые 10000 населения приходится приблизительно две сотни малых предприятий (МП), а в регионах на то же количество жителей около 40. Да это и не удивительно, ведь в Киеве и других крупных городах (Харьков, Одесса и Днепропетровск) у предпринимателей есть все шансы на выживание и процветание. Там местные жители тратят больше средств на модную одежку, охотно делают в квартирах дорогостоящие ремонты, да и элитные рестораны вниманием не обделяют, чего нельзя сказать о крохотных городках и селеньях.
В целом в масштабах страны малому бизнесу особенно хвастаться нечем: он прибавляет державе ВВП в размере, не покрывающем и 10%. «Малыши» могут предоставить рабочие места только для 6% трудоспособного населения. Да и с прибылью не слишком густо, МП приносят только около 5,5% от всех валовых доходов отечественной экономики. А в державную казну отчисляют меньше 5% от всех сборов в государственный бюджет. Конечно, более всего повезло малым предприятиям «первой волны», многие из которых в смутные 90-е смогли практически за бесценок скупить магазины и универмаги, организовать небольшие производства и построить новенькие бутики. Больше того, 4 украинских предприятия из среды малого бизнеса сумели выйти на уровень IPO (Initial Public Offering или «первоначальное публичное предложение» акций широкому кругу инвесторов на бирже). Нынешним бизнесменам приходится намного сложнее. Поэтому сегодня многие стремятся минимизировать риски, открывая малый бизнес… в Чехии.
Тысячи малых и средних фирм в Чехии принадлежат бизнесменам России, Украины, а также множеству иностранных предпринимателей. Благо согласно действующему законодательству Чешской Pеспублики, иностранные граждане при учреждении чешских компаний и ведении предпринимательской деятельности имеют равные права с гражданами этой страны.
Что влечет иностранных бизнесменов в Чехию? Австрийская педантичность, германская аккуратность, британская честность и американский размах – вот что представляет собой предпринимательство в Чешской Республике.
После вступления в ЕС и Шенгенскую зону Чехия предоставляет широкие возможности для самореализации и ведения бизнеса.
Именно в Чешской Республике малый бизнес создается по идеальной модели. Здесь есть все, для его успешного развития: стабильная законодательная база для предпринимателей, европейская судебно-правовая система, стабильная политическая система и государственная поддержка малого бизнеса. Судите сами.
- Чтобы организовать собственный бизнес в Чехии требуются гораздо меньшие инвестиций по сравнению со странами Западной Европы, при этом оформление документов проходит гораздо быстрее по сравнению с другими странами традиционной иммиграции. Для открытия бизнеса достаточно 10 тыс. евро. За эти средства можно взять в аренду небольшое кафе, магазин, бар, пивную, пансион и уже через полгода получать неплохую прибыль. Есть и более дешевые варианты. За 5 тысяч евро можно взять в найм газетный киоск, организовать службу такси или заняться перепродажей машин, пригнанных из Германии, Голландии, Бельгии и т.д.
- Владельцы бизнеса получают возможность приобретать в собственность недвижимость, цены на которую в некоторых регионах Чехии начинаются от 10 тысяч долларов.
- Предприниматель может открыть филиал или представительство этой чешской фирмы в любой стране ЕС и на этом основании обратиться в соответствующее посольство для получения долговременной предпринимательской визы.
- Предпринимательская виза, полученная на основании открытой фирмы, наиболее удобна с точки зрения продления и открывает наибольшее количество возможностей из всех существующих типов виз.
- Вы получите возможность открытия счетов в любом из европейских банков.
- Налогово-кредитный рай.Чехия обладает весьма лояльной налоговой системой. К примеру, подоходный налог варьируется от 15 до 32%, налог на прибыль - 31%. Для сравнения, в Австрии налог на прибыль равен 36%, во Франции - 33,3%.
При этом в Чехии прослеживается тенденция ежегодного уменьшения налоговой нагрузки на малый и крупный бизнес. В будущем чешские министры финансов обещают не облагать предприятия налогами свыше 20-25% их прибыли.
Разработаны особые нормы амортизации, переоценки основных фондов.
Предпринимателям предоставляют специальные налоговые льготы. Например, не облагается налогами часть дохода и прибыли, идущая на повышение квалификации сотрудников малой или средней фирмы. Особые скидки делаются тем компаниям, которые используют труд инвалидов. Дополнительные льготы могут получить компании, которые создаются на территории экономически развивающихся районов.
Частным предпринимателям предлагаются льготные кредиты на дальнейшее развитие и расширение бизнеса, а также интересные проценты по депозитам в чешских банках.
Помимо классических идей бизнеса, среди которых в Чехии лидирует туризм, есть и другие менее распространенные виды. Именно в них конкуренция ниже. Перед вами
топ-лист идей для организации малого бизнеса, практически не требующих стартового капитала.
Плох тот солдат…
Что же все-таки делать, чтобы из малого предприятия превратиться в гигант отрасли?
Увеличить прибыль можно двумя путями: продавая существующим клиентам больше, или выискивая новых клиентов. Второй путь, бесспорно, более предпочтительный, так как позволяет избежать риска, присущего любителям «держать все яйца в одной корзине». МП, имеющие весьма скромный бюджет, могут увеличить клиентскую базу несколькими способами:
— Предлагайте сотрудничество коллегами-конкурентами. Не все конкуренты настроены на соперничество, и вы вполне можете превратить нескольких конкурентов в партнеров, с которыми для начала можно обмениваться материалами конференций, лидами с выставок и продвигать друг друга, к примеру, договорившись, что вместе со своими предложениями вы станете вкладывать в рассылку визитки друг друга. Отличный прием: разместить на своих сайтах информацию друг друга с перекрестными ссылками.
— Стоит предложить вашему бизнес-партнеру или вендору проведение совместной маркетинговой кампании. Такое Ко-спонсорство позволит вам сэкономить расходы и откроет доступ к широкой клиентской базе.
— Проявляйте креативность и старайтесь не повторяться. Например, пригласите потенциальных клиентов на семинар и продайте на него билеты за символическую стоимость. Это принесет двойную пользу: окупит ваши расходы, и привлечет посетителей, ведь, как известно, то, за что мы готовы раскошелиться, представляет для нас большую ценность, чем бесплатные мероприятия, где часто присутствуют любители дармовщинки.
Разработайте серию баннеров или роликов, которые нужно обновлять каждую неделю. Частые апдейты контента и дизайна увеличат количество повторных заходов на ваш сайт и, как следствие, возрастет число новых заказов.
Придумать можно еще много интересных ходов. Главное, не забывать, что сегодня практически у всех и повсюду есть возможности для создания своего малого бизнеса. А вот сделать так, чтобы из малой искры возгорелось большое пламя, удается далеко не каждому, а лишь тем, кто обладает инновационным потенциалом и способен быстро и адекватно реагировать на изменения в бизнес-среде, в технологиях и предпочтениях клиентов. Словом, таким предприятиям, о которых народная мудрость говорит: «мал, да удал». А мы в этом и не сомневались.
Поступление в Вузы Чехии, консультации по телефону 044 228 78 76.