Всезнающая статистика говорит о том, что в развитых странах на должностях, связанных с маркетингом, трудятся от 25 до 30% всех работников сектора экономики. И Канада - не исключение. Одним из самых больших рынков для маркетинга является Торонто, где высоко ценятся маркетологи с опытом работы и выполненными проектами, что обеспечивает им финансовое благополучие и открывает широкие карьерные возможности. Первый шаг к маркетинговому олимпу Канады - образование в Канаде в«стране кленового листа».
На Западе профессия маркетолога давно уже стала массовой, а слова «бизнес» и «маркетинг» - практически синонимы. Сегодня, в эпоху «брендовых войн» когда от изобилия товаров на полках порой рябит в глазах, а реклама торговых марок преследует нас на каждом шагу, профессионалы в области маркетинга стали незаменимыми специалистами на всех предприятиях: как в сфере торговли, так и в производственной. Да и как иначе? Жесткая конкуренция заставляет предпринимателей задуматься о сбыте и продвижении своих товаров.
Задачи специалиста по маркетингу состоят в том, чтобы изучать потребности потенциальных потребителей, выявлять, насколько продукт, который предлагает компания, будет соответствовать этим потребностям, а также где и как этот товар будет лучше всего продаваться. Поэтому именно от работы маркетингового департамента во многом зависит, насколько те или иные услуги и товары будут востребованы на рынке. Эта специальность подойдет творческим людям, желающим реализовать себя в сфере бизнеса. Маркетинг - одна из немногих сфер, которая требует как креативного подхода, так и умения мыслить аналитически.
Специальность «маркетинг» (направление «экономика и предпринимательская деятельность») давно успела завоевать популярность у абитуриентов. Сегодня она представлена во многих канадских высших учебных заведениях, как государственных, так и в частных. В образовательной системе Канады предусмотрены самые разнообразные варианты обучения: от однодневных семинаров и интенсивных последипломных программ и до учебных курсов. Эти программы предназначены для любого квалификационного уровня, будь то топ-менеджер ведущей компании или вчерашний выпускник школы.
Консультанты по образованию за рубежом рекомендуют изначально определиться со специализацией, в особенности,если вы выбираете не только профессию, но и конкретную сферу деятельности. Так, любителям спорта можно посоветовать специализацию «спортивный маркетинг». Существуют и многие другие специализации: «промышленный маркетинг», «маркетинг сельскохозяйственной продукции» и др. Если вы планируете работать в западной компании, самый подходящий вариант - «международный маркетинг». А также определиться с выбором канадской провинции, где вы хотите пройти обучение. На основании ваших предпочтений, квалифицированные консультанты помогут вам подыскать подходящий курс.
Одно из преимуществ специальности «Маркетинг» состоит в ее универсальности: она не подвержена классическому делению «гуманитарий-технарь», поэтому будущие маркетологи могут по желанию поступать как на экономические факультеты, так и на факультеты менеджмента. Общая направленность обучения будет напрямую зависеть от выбранного вуза. Одни учебные заведения, как правило, - технические, традиционно большее внимание уделяют точным наукам: математике, информатике, физике, статистике и др. Но если вы не любитель точных дисциплин, можно подобрать соответствующий курс в учебных заведениях гуманитарной направленности.
Что необходимо знать?
Список знаний и умений, необходимых для работы в сфере маркетинга, зависит от занимаемой должности и функциональных обязанностей. Чартерный институт маркетинга (CharteredInstituteofMarketing, CIM), крупнейшая европейская ассоциации маркетологов определила основные требования к образовательному багажу сотрудников соответствующих подразделений, работающих на операционном уровне. По мнению экспертов, специалисты, занимающие позиции маркетологов, бренд-, продакт, эккаунт-менеджеров, руководителей отдела маркетинга или бизнес-направления, должны уметь:
использовать и анализировать информацию маркетинговых исследований, планировать деятельность и измерять полученные результаты;
составлять маркетинговый план, учитывая различные факторы и элементы, проводить аудит, определять и измерять основные показатели, влияющие на успешные результаты работы;
понимать специфику и важность маркетинговых коммуникаций, а также то, каким образом взаимосвязаны все элементы промокомпаний;
эффективно управлять маркетинговой деятельностью, уметь планировать и контролировать процесс реализации проектов, знать и понимать, как маркетинг взаимодействует с другими сферами деятельности компании.
Будущие маркетологи изучают:
В ходе освоения образовательных программ студенты учатся понимать, что необходимо для того, чтобы товар или услуга продавались, как устанавливать цены, изучают примеры удачных и неудачных рекламных кампаний, придумывают проекты продвижения товара на рынок в Канаде, США (основной торговый партнер Канады) и в другие зарубежные страны.
Получив образование по специальности «Маркетинг», выпускники могут найти работу не только как маркетологи, но и как:
Почему в Канаде?
Обучение в Канаде на специальности «маркетинг» дает прекрасную возможность получить англоязычное образование (подробнее о преимуществах обучения в Канаде см. раздел «Почему стоит учиться в Канаде»).
Если вас привлекает работа в сфере маркетинга, для того, чтобы стать высокооплачиваемым специалистом, недостаточно одного только соответствующего образования, пусть даже полученного на специализированном факультете. Необходимо освоить маркетинговые технологии на практике, участвуя в сложных проектах, и учиться непосредственно у корпоративных мэтров. Лучшей школой профессионализма может стать работа в маркетинговых службах крупных корпораций. С этой точки зрения Канада предоставляет студентам максимум возможностей, ведь на родине хоккея практика и стажировка - неотъемлемая часть всех учебных программ.
Для стажировки следует выбрать компанию, в которой отдел маркетинга успешно функционирует уже несколько лет, где сложилась своя школа маркетинговой деятельности, работают опытные специалисты-маркетологи. Это позволит не только освоить проверенные технологии, но и постоянно прослеживать развитие рынка, внедрение продукции на разных этапах и увидеть изнутри, как маркетинг влияет на производство, на создание и удовлетворение спроса.
Много возможностей для изучения профессии изнутри предоставляют агентства, специализирующиеся в области маркетингового консалтинга, там вы можете начать, например, с участия в опросе потенциальных покупателей. Благодаря этой кропотливой работе можно постепенно научиться маркетингу и понять является ли он вашим призванием.
Большинство студентов специальности «Маркетинг» в Канаде уже на старших курсах находят интересную и хорошо оплачиваемую работу.
Конечно, сразу рассчитывать на топ-позицию в маркетинговой службе не придется, реально начать с должности помощника маркетолога. Новички, как правило, сразу не занимают ключевые позиции в компании и не влияют на процесс принятия решений, а их ошибки носят сугубо технический характер. В основном, молодым специалистам дают время для адаптации в компании. Чтобы минимизировать возможность возникновения погрешностей в работе, канадские работодатели организовывают для них тренинги, курсы и мастер-классы. Впрочем, постоянно повышать квалификацию приходится и сотрудникам со стажем.
Хороший специалист может быстро дорасти до должности руководителя отдела маркетинга или заместителя генерального директора по маркетинговой политике и, наконец, самые успешные и готовые к риску специалисты в конечном итоге открывают собственное дело - перспективы более чем заманчивы.